Интернациональное воспитание. Интернациональное воспитание школьников

Давно замечено, что русские, завоевывая новые земли, не сторонились инородцев. Об этом писали в прошлом посещавшие Россию иностранцы: Алексис де Токвиль и маркиз Дю Кюстин. Отечественная история оставила образцы благотворного русского влияния на культуру и просвещение народов, входивших в состав Российской Империи.

При обсуждении проблемы взаимосвязи национального и межнационального, которая обсуждалась в России начиная с 30-40-х гг. XVIII столетия, определились два главных подхода. Во-первых, официальный, провозглашавший приоритет русского в образовании и нашедший отчетливое выражение в формуле "Православие, самодержавие и народность". Во-вторых, демократический, учитывавший национальное и общечеловеческое воспитание, необходимость формировать гуманность в общении между народами, устанавливать тесную связь между чувством патриотизма и любовью к человечеству, развивать у ребенка национальную гордость, сочетающуюся с уважением к другим народам (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др.). Как писал сторонник такого подхода E. Н. Трубецкой, "все племена земные собраны в одно целое человечество... не только все люди – все народы призваны совместно царствовать... национализм представляет собою именно отрицание этого всеединства человечества, ибо он утверждает один народ против всех" .

Русские ученые развивали гуманистическую идею сочетания универсального и национального в жизни человека. Интересны в этой связи мысли Н. А. Бердяева, который замечал: "Человечество есть некоторое положительное всеединство, и оно превратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угасало и упраздняло бытие всех входящих в него ступеней реальности, индивидуальностей национальных и индивидуальностей личных" .

К началу XX столетия в российской общественной мысли распространяется марксистский взгляд на проблемы образования в многонациональном обществе. В СССР этот взгляд был господствующим. В педагогику внедрялись коммунистические идеи интернационального воспитания. Стратегическими целями образования были достижение единомыслия, стирание национальной специфики. Таким образом, личность формировалась вне этнической, национальной принадлежности, готовой к консолидации на основе приобщения к классовым ценностям пролетариата, которые противостояли любым иным культурным и духовным ценностям. Подобные идеи маскировали проявления национализма, в том числе государственного антисемитизма, прикрывавшегося лозунгами борьбы с "космополитами" и "сионистами".

На практике понимаемые в таком духе идеи интернационального воспитания означали, что тс, кто не разделял их, был склонен уважать идеи различных социальных страт, универсальные человеческие ценности, объявлялись диссидентами и политическими противниками. Воспитание и обучение превратились в составную часть авторитарного режима, инструмент раскола общества и остракизма инакомыслящих. Такое образование происходило в обстановке массовых пропагандистских кампаний, которые нередко калечили и уродовали молодые души.

На воспитании подраставших поколений сказывалась атмосфера преследований целых этносов. Многие подростки получали клеймо "дети врагов народа", оказывались изгоями среди сверстников, лишались родителей, попадали в детские дома. Им отказывали в праве на полноценное образование. Вводились запреты на получение достойного образования для лиц "непролетарского происхождения", ограничительные квоты поступления в вузы девушек и юношей по национальному признаку. Из учебников изымали объективные оценки исторических деятелей народов России. Школа участвовала в борьбе с "тлетворным влиянием Запада" на молодежь и т.д.

В СССР интернациональное воспитание обернулось в первую очередь в политико-идеологическую индоктринацию. Тезис формирования "общности советского народа" становится главным при определении путей интернационального воспитания. Подобный тезис, по сути, совпадает с западными моделями "плавильной печи". В сущности, воспитание инициировало ассимиляцию малых этнокультурных групп, растворение национального в интернациональном. Тем самым провоцировались этноцентристские, сепаратистские тенденции. В итоге интернациональное воспитание в марксистском духе оказалось несостоятельным.

Разумеется, неверно рисовать исключительно черными красками идеи и практику интернационального воспитания в Советском Союзе. В СССР удалось сберечь и развить лучшие отечественные традиции такого воспитания. И это признают даже сторонние наблюдатели. Так, английский лорд Дж. Н. Керзон, которого трудно заподозрить в симпатиях к Советской России, писал: "Русский братается с завоеванными народами в полном смысле этого слова". "Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств", – замечал участник международной педагогической конференции в МПГУ датчанин К. Енсен.

Идея воспитания дружбы народов сохранялась на протяжении всей советской истории. Эта идея крепла, когда Россия оказывала экономическую и культурную помощь этническим республикам, в годы Великой Отечественной войны, когда народы Советского Союза вместе отстояли национальную целостность и свободу, во время декад культуры этнических республик, на общесоюзных стройках, где трудились люди разных национальностей, и т.д.

В учебных заведениях и детских коллективах неизменно присутствовала тема дружбы народов. Школьные программы предусматривали изучение литературного творчества лучших писателей и поэтов – представителей национальных культур: А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, М. Джалиля, Дж. Джабаева и др. Разрабатывались перспективные методики воспитания в многонациональном коллективе. Достаточно вспомнить деятельность А. С. Макаренко, который страстно отвергал любые проявления национализма в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. В годы Великой Отечественной войны широко применялись такие формы интернационального и гражданского воспитания, как митинги, сбор средств, шефская работа и т.д. Учителя воспитывали в своих питомцах искреннюю любовь к многонациональной отчизне, интернационалистские чувства независимо от социальной и национальной принадлежности. Так было на торжествах при вступлении подростков в пионеры и комсомол, где звучала клятва на верность родной стране, на школьных линейках, где исполняли государственный гимн и песни о Родине, на встречах школьников с ветеранами, рассказы которых о подвиге отцов в Великой Отечественной войне слушали, затаив дыхание. Подобное интернациональное воспитание не прошло бесследно.

Как видно, интернациональное воспитание, созвучное гуманистическим идеалам иоликультурного образования, имеет прочные корни в отечественной школе и педагогике.

У поликультурного образования немало общего с интернациональным воспитанием. Речь идет о неприятии консолидации на базе корпоративной враждебности, противостояния цивилизаций и культур, об общих педагогических задачах: формировании уважения иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей; осознании необходимости доброжелательных отношений между людьми и народами; воспитании способностей общения; осмыслении не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; привитии понимания необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовности участвовать в решении проблем других этносов и культур. Подобно интернациональному воспитанию, мультикультурное образование подразумевает налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Выполняя связующие функции, поликультурное образование сходно с интернациональным воспитанием, поскольку предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

При общности с интернациональным воспитанием, тем не менее, поликультурному образованию присущи особые адресаты и акценты. Во-первых, объектом поликультурного образования по преимуществу является общее государственное пространство. Оно предназначено для общего социума и сосредоточено на педагогических проблемах взаимосвязи субкультур в пределах такого социума. Соответственно, отвергается воспитание вне этих культур и общенациональных ценностей, поощряется развитие личности как средоточия и пересечения нескольких культур. Предполагается, следовательно, создание общенациональной идентичности, и такой процесс подпитывают несколько источников: ведущие и малые этнокультуры. Во-вторых, поликультурное образование означает диалог, часть участников которого доминируют в культурном, образовательном и политическом отношении, и воспитание оказывается гарантией учета культурно-образовательных интересов всех участников подобного диалога. В-третьих, если интернациональное воспитание традиционно преследует в первую очередь политико-идеологические задачи, то приоритеты поликультурного воспитания и обучения находятся в сфере образования, этики, нравственности и этнокультуры.

  • Трубецкой Е. Н. Национальный вопрос, Константинополь и Святая София // Хрестоматия по истории философии: в 3 ч. Ч. 3. Русская философия. От Нестора до Лосева. М., 2001. С. 435.
  • Бердяев Η. Л. Проблема национальности // Судьба России. М., 1990. С. 92.

Полученные результаты указывают на индивидуально-психологическую особенность девушек и юношей в возрасте от 16 до 21 года. Дальнейшее изучение специфики стилевых характеристик интеллектуальной деятельности позволит создать полную картину о когнитивной сфере в юношеском возрасте.

Библиографический список

1. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. - Иркутск: Восточно-Сибирской изд-во, 1976. - 192 с.

2. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

Ю.В. Смирнова

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье обозначены проблемы национального и интернационального воспитания детей в школе. Для их решения выделены взаимосвязанные принципы построения системы воспитания на основе социальных и нравственных образов. Подчеркивается роль гуманитарных дисциплин в сочетании с естественными для формирования личности учащегося.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей и идеологический вакуум оказывают негативное влияние на сознание детей и молодежи. Стала заметной утрата нашим обществом национальных и интернациональных традиций. Педагогическая наука все чаще поднимает вопрос о национальном воспитании. Это связано, прежде всего, с обострением отношений на национальной почве. Причиной многих трагические событий в наши дни являются межнациональные конфликты. Поскольку общеобразовательная школа отражает все события современности, то национальные вопросы не обходят ее, и мы наблюдаем конфликты среди учащихся разных национальностей.

Желание людей сохранить свои этнические корни, вполне понятно и оправдано. Поддержание и развитие национальных традиций разных народов является движущей силой развития общества. Этот аспект крайне важен в условиях распространяющейся глобализации, характеризующейся едиными образовательными стандартами, подходами, учебными планами в разных странах мира. На первый план в нашей стране выходят вопросы, связанные с «воспитанием патриотов России, граждан правового государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям

и культуре других народов» . Тенденциями мирового развития выступают расширение масштабов межкультурного взаимодействия, факторы коммуникабельности и толерантности.

Национальное и интернациональное воспитание учащихся определяет приоритетные направления работы по патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащает содержание патриотического воспитания и усиливает патриотическую направленность в курсах социально гуманитарных дисциплин. Воспитание должно быть направлено на формирование патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении ценностей других культур; стремящегося сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; терпимого к другим людям и их ценностям.

Исследователями отечественной и зарубежной науки усматривается тесная связь между такими фундаментальными понятиями, как: образование, культура, национальное самосознание, гражданственность, патриотизм, компетентность. Путь к возрождению России лежит через воспитание, усвоение личностью общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.

Структурообразующие принципы системы воспитания детей. Необходима педагогически обоснованная система воспитательной работы во всех звеньях общества. При этом роль образовательных учреждений особенно велика. В них необходимо создавать непрерывную систему, ос-

нованную на консолидирующей деятельности школы с семьей, научными учреждениями, ветеранскими, молодежными организациями, творческими, военно-патриотическими союзами. Решение комплекса проблем национального и интернационального воспитания возможно на основе стратегических программ, уточняемых в годовых планах учебных заведений.

В силу своей специфики гуманитарные учебные дисциплины обладают большим потенциалом духовно-нравственного воспитания в сравнении с естественнонаучными. Для наук о человеке и обществе главным является не то, какие в них изучаются законы, а то, что они учат искусству интерпретации, пониманию другой индивидуальности, иной истории и культуры. Человек, лишенный полноценного гуманитарного образования, по мнению В.А. Лекторского , будет односторонним, ущербным как личность и не соответствующим новой культурной формации, которая характеризуется отказом от односторонне технологической линии развития. Более того, он будет догматичным, поскольку только при изучении гуманитарных дисциплин может формироваться понимание изменчивости культуры. Гуманитарно образованный человек понимает основы естественнонаучных знаний и то, что любое знание исторически и культурно определено. Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности.

В отечественной педагогике в настоящее время происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистическому, личностно направленному воспитанию, что предполагает новую систему принципов или наполнение их новым содержанием в соответствии с современной концепцией воспитания. В данной ситуации национальные особенности и тенденции их интеграции в мировые сообщества играют важную роль, так как они ориентирует образование на формирование личности, способной адаптироваться в многонациональной среде. Принцип национального в образовании и воспитании в контексте интернационального, по мнению Ж.М. Блие-вой , предполагает формирование национального самосознания учащихся параллельно с выработкой социальных и нравственных образов:

«Я - представитель своего народа», «Я - гражданин России», «Я - представитель содружества народов России», «Я - гражданин мира» .

В педагогической литературе выделяются следующие принципы обучения и воспитания в работе с детьми и молодежью . Принципы гуманизации и гуманитаризации, так же как и принципы ориентации на ценности и ценностные отношения, напрямую связаны с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодёжи в диалог разных культур. При этом гуманизация образования понимается нами, вслед за Г.М. Коджаспировой , как распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Соответственно, гуманитаризация образования - это установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Отметим, что система научных знаний по предметам включает воспитательный компонент - труд ученых (история науки), что способствует расширению способов познания за счет применения в исследованиях естественно-научных и гуманитарных методов. В частности, в учебных дисциплинах «География», «Биология», «Физика», «Химия» следует подчеркивать значение и вклад выдающихся деятелей науки, как в своем Отечестве, так и в мировую практику, тем самым, усиливая национальный и интернациональный компоненты воспитания.

Согласно принципу субъектности педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «я» в связях с другими людьми и миром в его многообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для собственной судьбы, так и для других, оценивать себя как носителя и транслятора знаний, отношений. Субъектная позиция ребенка - это основа воспитания, когда человек осмысленно влияет сам на себя, на свое развитие (саморазвитие). Без саморазвития не может быть воспитания.

Принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина уравнива-

ет в правах всех граждан, а также предполагает соблюдение личностью определенных условий (норм, правил, законов), выработанных конкретным обществом. Поэтому задачей предмета «Об-ществознание» является формирование свободной и ответственной личности, с уважением относящейся к обществу. При этом воспитание осуществляется на примерах подлинного патриотизма в России.

В развитии нравственного сознания учащихся необходимо формировать экологическое сознание, экологическую грамотность и экологическую культуру. Следовательно, принцип экологизации образования способствует развитию у ребёнка физического, психологического и нравственного здоровья, чувства ответственности за окружающий мир и его защиту. Учащиеся знакомятся с вопросами международного сотрудничества в области экологии, что подчеркивает глобальность экологических проблем для общества. Дети осознают необходимость охраны природы в процессе взаимодействия с ней, формируя экологическое мировоззрение.

Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций означает принятие многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания. В реализации данного принципа приоритетными являются гуманитарные предметы.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся предполагает дифференцированный подход к отбору дидактического материала для национального и интернационального компонентов в содержании воспитания. Например, если в начальной школе в большей мере нужны яркие, запоминающиеся образы родной природы, ее защитников богатырей (Илья Муромец и др.), то в средней и старшей школе для оценки поведения героя создается проблемная ситуация, которая обсуждается под руководством учителя.

Личность как социально-психологический феномен определяет принцип целостности, предписывая педагогу целенаправленное, целостное воспитательное воздействие на каждого обучаемого.

Принцип социализации , трактуемый как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, означает овладение навыками практической деятельности, преобразования существующих коммуникативных

отношений в качества личности. Достаточно хороший уровень социализации характеризуется способностью человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения.

Построение образования на основе культурного плюрализма (принцип поликультуризма), признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, не допускает дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста , помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, сформировать в сознании многогранную картину мира.

Принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей связаны между собой и способствуют выявлению и развитию у школьника склонностей и способностей к творчеству в различных направлениях деятельности, предоставляя возможность каждой личности работать на разном уровне сложности.

Указанные принципы можно представить в виде схемы (см. рис.).

Сопоставление принципов на схеме показывает, что они все тесно взаимосвязаны и приоритетными являются принципы гуманизации и гуманитаризации, субъектности и целостности, без которых невозможно формирование национального и интернационального самосознания личности.

Реализация вышеуказанных принципов в процессе национального и интернационального воспитания детей призвана обеспечить развитие у них нового, заинтересованного отношения, как к родной стране, так и к странам мира. При этом она осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает ответственность за свое Отечество, развитие культуры межнационального общения, осознание идеи единства всего человечества;

Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, гордость за сопричастность современного поколения к деяниям

Взаимосвязи

Рис. Графическая схема принципов взаимосвязи воспитания. 1) принцип гуманизации и гуманитаризации; 2) принцип субъектности; 3) принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина; 4) принцип экологизации; 5) принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; 6) принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 7) принцип целостности; 8) принцип социализации; 9) принцип поликультуризма; 10) принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей

предков при изучении истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, в понимании особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций как своего, так и других народов, их героического прошлого;

Гражданское - включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России;

Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания россиян. Оно включает воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к служению Родине и ее народу;

Трудовое - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации самореализации личности, нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей;

Психологическое - формирование у детей психологической устойчивости, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в многонациональном обществе. Оно включает ознакомление с психологическими особенностями людей разных национальностей, снятие психологической напряженности в отношении людей.

Реализация национального и интернационального воспитания предполагает совместное использование системы основного (по Госстандарту) и дополнительного обучения, включающие определенное содержание в начальных, средних и старших классах. Обе системы воспитания диалектически взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

Библиографический список

1. Блиева Ж.М. Поликультурное образование в контексте воспитания личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Т. 13. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.

Социокинетика». - 2007. - .№2.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.

3. Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //

Вопросы философии. - 1997. - .№2. - С. 13.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. -2002. - №4. - С. 254-269.

5. Педагогика / Ред. П.И. Пидкасистый. 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

М.А. Полякова

ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАРТИНА ЛЮТЕРА В «МЕМОРИАЛЕ» ВОЛЬФГАНГА РАТКЕ

Реформационное движение в Германии оказало существенное влияние на все сферы общественной жизни, как в этой стране, так и во всей Европе. Начавшись в религиозной сфере и развиваясь под патронатом политической власти, оно затронуло и изменило, прежде всего, средневековую мораль и систему феодально-сословных отношений; обнажило проблемы экономического характера; акцентировало авторитет и потенциал светской власти в период формирования национальных государств. Вывод Мартина Лютера о возможности и необходимости общения человека с Богом без посредства церкви коренным образом изменил парадигмы отношения человека к самому себе в сторону его большей автономии и ответственности, а также явился истоком европейского индивидуализма .

Преобразования в области религии и морали не могли не затронуть сферу образования. Заслуга Лютера состоит в том, что он теоретически обосновал его необходимость в деле самореализации личности как перед Богом (исполнение идеи предопределения), так и перед другими людьми и обществом (осуществление мирской профессии), синтезировав оба эти направления в своей концепции о человеческом призвании (Beruf), и определил основные пути, по которым должно строиться образование.

Вместе со своими ближайшими соратниками Лютер быстро реагировал на внешние события и использовал для популяризации своих идей и Священного Писания новейшие технические изобретения (прежде всего - книгопечатание). Среди ближайшего окружения реформатора можно назвать многих деятелей, неравнодушных к проблемам высшего, классического среднего и начального образования. Это и виттенбергский профессор и реформатор Иоганн Агрикола,

и личный проповедник и ближайший соратник Лютера Иоганн Бугенхаген - автор школьных уставов не только на территории Германии, но и в Дании, Швеции и Шлезвиге, и реформатор вюртем-бергских школ, автор первого протестантского Катехизиса, Иоганн Бренц, и создатель Гольдбергс-кой школы (Силезия) Валентин Фридланд Троцен-дорф и, несомненно - «учитель Германии» Филипп Меланхтон, с которым 56 немецких городов консультировались по вопросу реорганизации своих школ , и многие другие.

Педагогика XVII века, внесла коррективы в теоретические разработки предшествующей эпохи. Это связано с изменением экономической обстановки в европейских странах, утверждением капиталистического уклада, ужесточением борьбы за расширение экономического пространства, вылившейся в колониальные захваты и войны по перегруппировке сил в Европе. Наиболее ярким проявлением этого явилась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), основные события которой разворачивались на территории политически слабой и раздробленной Германии .

В целом можно сказать, что XVII век дает пример совершенно нового социально-культурного уклада, опирающегося уже не на связь со средневековьем и религиозным фанатизмом предыдущего столетия, а базирующегося на рационализме, попытках реалистического подхода ко многим, в том числе и педагогическим вопросам, и тем не менее, связанным с недавнем временем тесными узами.

Теоретические разработки Лютера и практическая реализация его идей в форме перевода Библии на немецкий язык, написание катехизисов, создание церковных и школьных уставов и открытие его соратниками школ, пусть в большей степени - гимназического типа, нашли свое продолжение в XVII веке, прежде всего в пропаганде

Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;

Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Принципами патриотического воспитания являются:

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

С понятием «патриотизм» тесно связано другое понятие - «интернационализм». Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.

Интернационализм - принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий.

Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач.

В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.

"

Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще задумываются и говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо осуществлять воспитание?

Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения? .

Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства формированием личности в соответствии с поставленными целями. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.

Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. .

Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в защиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против национального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов

Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.

Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.

Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.

Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества .

Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.