Конспект НОД в подготовительной группе по рисованию «Моя малая Родина. Конспект по изобразительному искусству "с чего начинается родина" Прогнозируемый результат на уровне родителей

Урок изобразительного искус c тва.

Тема урока: С чего начинается Родина?

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Осуществление контроля степени усвоения материала в объёме обязательного минимума содержания материала.

Развивать познавательный интерес учащихся, чувство любви к малой Родине, ее природе средствами изобразительного искусства.

Совершенствовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля учащихся.

Задачи урока.

Создание на уроке необходимого поиска обучающихся дополнительной информации по данной теме.

Формирование навыка более осознанной работы с цветовой гаммой при выполнении пейзажа.

Этапы урока.

Тема. Цели. Задачи.

Формирование новых знаний.

Практическая работа.

Итог урока.

Ход урока:

    Организационный момент.

Встаньте ребята правильно около своих парт и внимательно посмотрите все ли готово к работе на уроке.

Садитесь, внимательно слушайте и старайтесь все запомнить, чтобы потом повторить.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: - Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?

Ребенок: - Россия

Учитель: - (учитель на доске вывешивает название, заранее написанное на листке.)

Учитель: - Это наша большая Родина. Необъятные просторы её раскинулись с севера на юг, с запада на восток. Есть прекрасные строки поэтессы Натальи Львовны Забила «Моя страна», я вам хочу их зачитать.

«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….

Учитель: - Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?

Ребенок: - Москва. (учитель вешает на доске карточку где написано название – Москва.)

Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.

Назовите тот город, в котором мы живем, где находится наша с вами школа, музей знаменитого писателя Шолохова, берега нашего города омывает великая русская река Волга? Ребенок: - Николаевск. (учитель вешает на доске карточку с надписью – Николаевск.)

Учитель: - Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем городе Николаевске, стоящем на берегу великой русской реки Волги?

Ребенок: -Это наша малая Родина.

Учитель: - Послушайте песню в исполнении М. Бернеса, и ответе мне на такой вопрос: - С чего же начинается наша Родина?

(звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»)

Учитель: - С чего же начинается Родина? (дети отвечают на поставленный вопрос)

Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: - С чего начинается Родина?

(учитель открывает тему, заранее отпечатанную на бумаге и закрытую на доске небольшими плакатами.)

Учитель: - Какие поговорки о Родине вы знаете?

Дети: - Родина мать – умей за нее постоять.

Дети: - Родная сторона – мать, чужая- мачеха.

Дети: - Родной куст и зайцу дорог.

Дети: - С родной сторонки и собачка мила.

Дети: - Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

Учитель: - Наша Родина начинается и с природы родного края. На прошлом уроке мы с вами начинали изображать природу родного края в карандаше. Давали полный анализ репродукциям картин, которые здесь представлены.

Все эти картины изображались художниками в красках, давайте поговорим подробнее о красках на картинах.

Посмотрите на этот лист и скажите: - Какие цвета считаются теплыми?

Дети: (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)

Учитель: - Какие цвета считаются холодными?

Дети: (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)

Учитель: - Сегодня я вам открою тайну: белый, черный и их производные- это цвета которые не относятся ни к холодным ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая.

Учитель: - Посмотрите на эту картину. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.

Учитель: - Посмотрите на эту картину.

Учитель: - Ребята, посмотрите теперь на доску. (на доске вывешены картины известных русских живописцев.)

Учитель: - Посмотрите на картину известного русского живописца, И.И. Шишкина «Березовая роща».

Какое время года изобразил художник на этой картине?

Дети: - Лето.

Учитель: - Какие цвета теплые или холодные взял художник для написания картины?

Дети: - Холодные.

Учитель: - Что же нам помогает увидеть то, что картина теплая и на улице прекрасное время года, лето?

Дети: - Пробиваются сквозь деревья лучи солнца.

Учитель: - Какое настроение передает эта картина?

Дети: - Яркие лучи солнца согревают всю картину, настроение теплое, радостное хотя краски и холодные, очень много холодного зеленого цвета.

Учитель: - Давайте посмотрим на картину известного русского живописца Д.Я.Александрова «Зимняя сказка»

Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Зима.

Учитель: - Какие цвета взял художник для написания этой картины?

Дети: - Много светло-голубого, эти цвета относятся к холодным цветам.

Учитель: - Что же делает эту картину теплее?

Дети: - На деревьях показано, что светит солнце и вся картина согрета его лучами.

Учитель: - Какое настроение передается в этой картине?

Дети: - У художника было спокойное состояние души, а настроение не совсем весёлое, немного тревожное.

Учитель: - давайте теперь посмотрим на картину известного русского живописца, И.Э.Грабарь «Золотая осень».

Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Осень.

Учитель: - Какие цвета холодные или теплые взял художник для написания этой картины?

Дети: - Все цвета теплые, веселые.

Учитель: - На картине буйство красок, кажется нет ни одного оттенка теплого цвета который бы не тронул художник своей кистью. Но посмотрите есть и холодные цвета.

Какое настроение передается на этой картине?

Дети: - Веселое.

Учитель: - А ведь на ней осень прощается с теплым летом. Но вы, можете услышать в шуме этих листьев не грусть, а наоборот веселье и счастье.

Учитель: - Можем ли мы сказать, что выбор цвета при написании картины зависит от нашего настроения?

Дети: - Да!

Учитель: - Ребята, я сейчас зачитаю вам стихи, а вы постарайтесь угадать к какому времени года относится эти стихотворения и покажите мне цифрами.

(Около каждой картины поставлены номерки.) (У каждого ребенка на парте лежат цифры.)

Учитель: (не называя названия стихотворения, зачитывает его.)

«Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Учитель: - К какому пейзажу относится эта стихотворение?

(дети показывают номерок с цифрой)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора,

Весь день, как бы хрустальны и лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял

И падал колос, простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Покажите номерками, как вы думаете?

Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.

Поет она – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Стозвоном сосняка.

Кругом с таской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Зреет рож над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Учитель: - Ребята, природа нашей Родины разнообразна, но мы с вами не должны забывать о том, что если мы не будем ее оберегать и охранять. То никогда наше будущее поколение не увидеть больше этой красоты.

(дети отвечают на вопрос, рассказывая правила поведения на природе)

Дети: - На отдыхе необходимо убирать за собой пакеты, банки, листки бумаги. Не разбрасывать фантики от конфет, не ломать ветки деревьев, подсаживать молодые насаждения.

Учитель: - Мы ребята устали, давайте с вами отдохнем. Встаньте из - за парт.

Физическая минутка.

(под музыку, под руководством учителя дети совершают небольшие физкультурные упражнения.)

Учитель: - Вы ребята, сегодня маленькие художники и любая кисть в ваших руках безликий рисунок превратит в красивый пейзаж. Возьмите в дорогу улыбку и попробуйте пройти этот отрезок времени в хорошем настроении, передав его красками.

Вспомните ребята, наша кисточка, всегда после работы должна, находится в своем домике. Покажите пальчиком, где ее домик? Нельзя шатать парту во время работы, что бы не разлить воду.

Учитель: - Приступите к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа детей.

(Во время самостоятельной работы учитель подходит и помогает детям в раскрашивании детских пейзажей.)

    Итог.

Учитель: - Что нового вы узнали на этом уроке?

- Для чего нам необходимо знать теплые и холодные цвета красок?

- Где вы можете применить полученные на этом уроке знания?

Конспект занятия по изобразительной деятельности по теме

«С чего начинается Родина»

Подготовительная к школе группа

Цели:

Формировать у дошкольников чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.

Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников.

Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность.

Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Оборудование:

Репродукции с картин: Юон К.Ф. «Купола и ласточки», «Весенний солнечный день», Шишкин «Рожь», Грабарь «Светлана», Паленов «Заросший пруд», Саврасов «Грачи прилетели»;

Гуашь, кисти № 3, % 4, мольберт,

Стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».

Музыкальный ряд : русские народные мелодии.

Предварительная работа:

Рассматривание картин на тему «Моя семья», «Мой город», «Родная природа»;

Беседы с детьми о прошлом и настоящем нашей страны;

Чтение художественной литературы о семье;

Рассматривание открыток с изображением памятных мест родного города.

Ход учебной деятельности.

Дети заходят в студию. Звучит музыка.

Руководитель: Здравствуйте, ребята! Полюбуйтесь на выставку картин, которую я приготовила для вас. Подходите, рассматривайте, задавайте вопросы.

Обратите внимание на панораму этого города. Константин Фёдорович Юон изобразил её с высоты птичьего полёта. Если бы мы были птицами, то увидели бы город так же: крыши, купола – крупным планом, а кусты, людей, животных – очень мелкими.

А вот ещё одна панорама города, только старинного. Художник написал свою семью возле родного дома.

Грабарь изобразил портрет своей племянницы Светланы.

А вот это – самое любимое место отдыха художника Поленова – заросший пруд.

Шишкину же очень нравилась просёлочная дорога, идущая через поле золотой пшеницы

Рассмотрели? Проходите в избу, присаживаётесь на лавочки. Посидим рядком, поговорим ладком. А о чём поговорим, вы узнаете, разгадав ребус.

На орбите нашей планеты вы видите буквы. Давайте назовем их.

Дети: о, р, н, д, и, а.

Руководитель: Молодцы. А теперь постарайтесь составить слово. Самое сложное – это угадать с какой буквы начать. Кто разгадал, подождите немного – дайте возможность всем ребятам догадаться, что в ребусе зашифровано. Какое слово у вас получилось?

Дети: Родина

Руководитель: Правильно! Молодцы!

Сегодня мы поговорим о Родине.

Скажите, какие картины, которые вы только что рассматривали, вам понравились и что на них изображено?

(Ответы детей)

Руководитель: Да, художники написали портреты родных людей, панорамы городов, картины родной природы. А как это можно назвать одним словом?

Дети: Родина!

Руководитель: Предлагаю вам послушать стихотворение Матусовского

«С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, качаясь, растёт.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

Со стука вагонных колёс

И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс

Руководитель: – С чего же начинается Родина для автора этого прекрасного стихотворения?

Дети: с друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, дороги, берёзки…

Руководитель: – А с чего начинается Родина для вас?

Дети: с любимых игрушек, дома, родителей, сказок, детского садика…

Руководитель: Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.

Руководитель: – Кто знает – какое дерево является символом нашей страны? Дети: Берёза

Руководитель: – А как называется наша страна?

Дети: Россия

Руководитель: В России проживает очень много людей, но их объединяет одна Родина. А как Родину можно ещё назвать?

Дети: Отчизна, Отечество.

Руководитель: Прислушайтесь к этому слову: «Родина». Оно так близко к таким словам, как родня, родной, родимая. Кого мы так называем?

Дети: Маму, папу, дедушку, бабушку, братьев, сестёр…

Руководитель: Мы произносим эти слова, и от них веет уютом, теплом и спокойствием. Родные люди нам дороги. Мы стремимся всегда быть рядом с ними, беречь их, не огорчать, а всегда радовать. Анечка приготовила стихотворение про семью. Давайте его послушаем.

(Чтение стихотворения ребёнком)

Руководитель: Много хороших слов вы сказали про Родину. А сейчас, пробуйте показать в своих рисунках, с чего она начинается для вас.

Проходите в студию, занимайте свои места, а я раздам ваши подмалёвки. Подумайте, что вы будете рисовать, с чего начинается Родина для вас.

Самостоятельная работа.

Дети рисуют красками.

Итог занятия.

Руководитель: Кто желает рассказать о том, что нарисовал?

А ты, Аня, что нарисовала?

С чего начинается Родина для тебя, Вика?

Я вижу, что ваши работы выполнены с любовью. Очень хорошо, когда люди любят свою Родину. От этого она становится богаче, сильнее, красивее.

Я предлагаю устроить выставку ваших рисунков и назвать её «С чего начинается Родина».

Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».

Конечно, это еще впереди - они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал - если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать - в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере - формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.

И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей - это очень хорошо видно по их рисункам.

Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна - все люди, которых я знаю», - написано на одном из рисунков.

Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж - деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город - и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» - характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! - как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! - просто дети и Левитан - соотечественники, у них общая Родина.

Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование - границы снова раздвигаются - и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса - на шарике Земли.

А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб - практически отсутствует), и - березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.

И только потом - и это очень редко - появляются рисунки, связанные с властью: Путин, просто Президент, какое-то заседание, где выступает Президент...

Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:

Главная тема %

Города и села 25%

Пейзажи 17%

Дома и дворы, детские площадки 11%

Земной шар или глобус 8%

Сюжетные рисунки 4%

Флаг и герб 4%

Семья и друзья 2%

Президент 0,3%

Основа представления %

Место жительства 36%

Символ 23%

Пейзажи 17%

Географическое представление 15%

Национальные достижения 5%

Фантазия 4%

Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

Что же касается клятвы... Хотелось бы, чтобы она была принесена.

Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это - результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети - авторы собранных рисунков - всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…

Но пока... они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны - взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.

Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.

Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:

1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;

2) советское наследие - космос, Победа, лозунги («Мир во всем мире!», «Миру мир!»), кремлевские звезды, братство народов (как оно изображалось в садово-парковой скульптуре: негр, китаец и русский), памятник Ленину;

3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);

4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).

Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.

Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10-15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.

Главные советские достижения национальной истории - Победа, Атом и Космос - являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».

Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны - даже для очень маленьких детей.

У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность - свято место пусто не бывает! -- слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.

Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования - повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот... И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива - не все еще потеряно!

Юлия Крижанская

Конспект занятия по ИЗО

Подготовительная к школе группа

«С чего начинается Родина»

Задачи: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Оборудование: Репродукции с картин: Юон К.Ф. «Купола и ласточки», «Весенний солнечный день», Шишкин «Рожь», Грабарь «Светлана», Паленов «Заросший пруд», Саврасов «Грачи прилетели». Гуашь, кисти, мольберт. Стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».

Музыкальный ряд : русские народные мелодии.

Предварительная работа: Рассматривание картин на тему «Моя семья», «Мой город», «Родная природа». Беседы с детьми о прошлом и настоящем нашей страны. Чтение художественной литературы о семье. Рассматривание открыток с изображением памятных мест родного города.

Ход занятия .

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята полюбуйтесь на выставку картин, которую я приготовила для вас. Подходите, рассматривайте, задавайте вопросы.

Обратите внимание на панораму этого города. Константин Фёдорович Юон изобразил её с высоты птичьего полёта. Если бы мы были птицами, то увидели бы город так же: крыши, купола - крупным планом, а кусты, людей, животных - очень мелкими.

А вот ещё одна панорама города, только старинного. Художник написал свою семью возле родного дома.

Грабарь изобразил портрет своей племянницы Светланы.

А вот это – самое любимое место отдыха художника Поленова – заросший пруд.

Шишкину же очень нравилась просёлочная дорога, идущая через поле золотой пшеницы. Рассмотрели?

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о Родине.

Скажите, какие картины, которые вы только что рассматривали? (Ответ детей).

Вам понравились и что на них изображено? (Ответ детей)

Воспитатель: Да, художники написали портреты родных людей, панорамы городов, картины родной природы. А как это можно назвать одним словом?

Дети: Родина!

Воспитатель: Предлагаю вам послушать стихотворение Матусовского

«С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, качаясь, растёт.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

Со стука вагонных колёс

И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс

Воспитатель: - С чего же начинается Родина для автора этого прекрасного стихотворения?

Дети: с друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, дороги, берёзки…

Воспитатель: - А с чего начинается Родина для вас?

Дети: с любимых игрушек, дома, родителей, родственников, сказок, детского садика…

Воспитатель: Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.

Воспитатель: - Кто знает – какое дерево является символом нашей страны?

Дети: Берёза, дуб.

Воспитатель: - А как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: В России проживает очень много людей, но их объединяет одна Родина. А как Родину можно ещё назвать?

Дети: Отчизна, Отечество.

Воспитатель: Прислушайтесь к этому слову: «Родина». Оно так близко к таким словам, как родня, родной, родимая. Кого мы так называем?

Дети: Маму, папу, дедушку, бабушку, братьев, сестёр…

Воспитатель: Мы произносим эти слова, и от них веет уютом, теплом и спокойствием. Родные люди нам дороги. Мы стремимся всегда быть рядом с ними, беречь их, не огорчать, а всегда радовать.

Воспитатель: Много хороших слов мы сказали про Родину. А сейчас, пробуйте показать в своих рисунках, с чего она начинается для вас.

Подумайте, что вы будете рисовать, с чего начинается Родина для вас.

Самостоятельная работа.

Дети рисуют красками.

Итог занятия.

Воспитатель: Кто желает рассказать о том, что нарисовал?

(Дети рассказывают о своих рисунках)

Я вижу, что ваши работы выполнены с любовью. Очень хорошо, когда люди любят свою Родину. От этого она становится богаче, сильнее, красивее.

Я предлагаю устроить выставку ваших рисунков и назвать её «С чего начинается Родина».

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

* формировать нравственно-патриотические чувства у детей подготовительной к школе группы на основе исторических, национальных и природных особенностей родной страны;
* привлекать родителей в образовательный процесс для совместной работы.

Задачи проекта:

Образовательные:
* расширять и углублять знания детей о родной стране, её истории, культуре.
Развивающие:
* развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родной страны, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитательные:
* воспитывать любовь к Родине, природе через восприятие её красоты и непосредственное общение с ней;
* воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашей страны;
* воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

Достигнутые результаты за последний год:

Данный проект важен для Московской области тем, что растет будущее поколение нашей страны, которому привита любовь к Родине, любовь к людям. Мои воспитанники знают и уважают прошлое своей страны, проявляют интерес к новым знаниям и, в своё время, принесут славу своей Отчизне.

Социальная значимость проекта:

Прививая ребенку любовь к Родине, развивая нравственно-патриотические чувства сегодня, я верю в то, что в будущем это принесет свой плод. Сейчас дошкольник познаёт мир и те знания, которые он получит в детстве, сформирует в нем такие черты характера, которые помогут ему стать достойным гражданином своей страны. Став взрослым человеком, он обязательно внесет свой вклад в процветание своей Родины. И не важно маленькое это будет дело или большое, оно послужит ко благу своего народа, своей Родины...
Я - педагог, моя задача научить детей доброму, воспитать в них правильные чувства, обогащать и развивать их знания. Значимость моей деятельности будет видна в будущем, когда мои воспитанники станут взрослыми и на деле проявят свои знания, своё воспитание.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

БЛОК "СЕМЬЯ": НОД: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Учимся уважать друг друга», «Как я помогаю дома», «Наши любимые питомцы»; Беседа «Традиции моей семьи»; Разучивание пословиц и поговорок о семье и дружбе; Выставка рисунков на тему "Рисунок моей семьи"; Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!»; Оформление альбома «Моя семья», «Отдых с семьей»; Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений (Л.Толстой, К.Ушинский, В. Осеева, Я. Аким, В. Драгунский…); Дидактические игры: «Как мы помогаем родным », «Моя квартира», лото «Моя семья», «Кто ты для бабушки?», «Огорчиться ли мама, если…»; С/р игры: «Дочки-матери», «Семья», «К нам пришли гости», «Дом»; Музыкальный праздник «8Марта»; Подарок к Женскому Дню любимым женщинам; Конкурс рисунков и поделок о профессии родителей, посвященный празднику труда в г. Королёва;
БЛОК " ДЕТСКИЙ САД": НОД: «Я и мои друзья в детском саду», «Кто работает в детском саду?», «Мой любимый детский сад», «Мой любимый уголок в детском саду»; Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «У кого сегодня день рожденья?»; Участие в городском празднике «Идем в гости к друзьям» (Акция в честь Всемирного Дня Здоровья); Выпускной утренник «До свидания, детский сад»; Физкультурно-музыкальный досуг «День Защиты Детей»; Беседы, игры, развлечения на тему «Умеешь ли ты дружить»;
Блок "МАЛАЯ РОДИНА" НОД: «Моя улица и мой дом», «Славный город Королёв», «Город Королев в прошлом и настоящем», «Памятники моего города»; Выставка рисунков "С чего начинается Родина?"; Просмотр презентации «Красная книга Подмосковья»; Разучивание пословиц и поговорок о природе, о Родине; Геокешинг, посвященный Дню Космонавтики; Конкурс поделок и рисунков, посвященных Дню Космонавтики; Экскурсия в Исторический музей нашего города; Подарок на День Победы – открытка, сделанная своими руками; Конструирование «Дом, который построил я сам»; Рисование «Улицы нашего города»; Встреча с поэтом, кавалером ордена «Волонтерская Доблесть» С. А. Беловым
БЛОК "РОССИЯ": НОД: «Широка страна моя родная!», «Люблю березку русскую»; «Флаг и герб России», «Вставай страна огромная»; беседа «День народного единства», «Они сражались за Родину»; «Нам дороги эти позабыть нельзя»; «Дети-герои войны»; «Песни фронтовые»; Выставка рисунков «Широка страна моя родная»; «Какие народы живут в России»; Досуг «Масленица»; Изготовление народной игрушки; Оформление стенгазеты -«Никто не забыт, ничто не забыто»; Рисование «Красная площадь»; Чтение рассказов, русских народных сказок, былины «Илья Муромец и Соловей разбойник; Беседы «Народные промыслы»; Рисование (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка), «Русский народный костюм»; Изготовление диорамы «Битва за Москву»; Заучивание и чтение стихов; Экскурсия и возложение цветов к Мемориалу Славы героям ВОВ; Музыкальный досуг «День Победы»; «Праздник народных игр»